Наибольшее количество статуэток — восемь
— как и предвиделось, собрал «Миллионер из трущоб», в том числе — за
лучший фильм и лучшую режиссуру (Денни Бойл). Лучшим актером признали
Шона Пенна («Харви Милк»), лучшим актером второго плана — Хита Леджера
(«Темный рыцарь»), лучшей актрисой в главной роли — Кейт Уинслет
(«Чтец»), лидерство среди исполнительниц второго плана — за Пенелопой
Крус («Вики Кристина Барселона»). Из
того, кому и за что вручены статуэтки, можно сделать определенные
выводы. Но на самом деле общая тенденция — причем не только в симпатиях
киноакадемиков, но и вообще в мейнстримном кинематографе, — проясняется
уже в тот момент, когда объявляют номинантов в тех или иных категориях.
Так что по этому, уже самому по себе почетному списку, было видно, что
абсолютное преимущество у двух тем: любви и политики, а также двух
жанров — мелодрамы и биографической драмы в различных вариациях, но
здесь политический акцент, опять же, наиболее заметен. Никаких
костюмированных блокбастеров, компьютерных аттракционов, фантастики, и,
соответственно, сравнительно низкие бюджеты. Пять
названий повторялось в основных категориях. За «Оскары» за лучший фильм
и режиссуру боролись: «Миллионер из трущоб» (режиссер — Денни Бойл),
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (Дэвид Финчер), «Фрост против
Никсона» (Рон Говард), «Чтец» (Стивен Долдри) и «Харви Милк» (Гас Ван
Сент). Эти работы являются
кинобиографиями, построенными вокруг исповеди или внимательного
рассмотрения жизни одного героя. Ощутимо мелодраматический привкус у
«Миллионера», «Баттона» и «Чтеца». Чистая политика — во «Фросте» и
«Милке». Главная коллизия создавалась соперничеством «Баттона» (13
номинаций) и «Миллионера» (10 категорий). Тем более ошеломляюще
выглядит провал Финчера — лишь три второстепенных награды. Впрочем,
дало о себе знать противоречие между замыслом и воплощением. Фильм
Финчера — об уникальном человеке, живущем против хода времени, поэтому
здесь должен быть внутренний, режиссерский сюжет об отношениях человека
с временной необратимостью. Однако вместо философской драмы получилась
просто мелодрама. Режиссер концентрируется на отношениях Бена и его
давней возлюбленной Дейзи вместо того, чтобы сосредоточиться на намного
более интересной паре Бенджамин-время. Дуэт Бреда Питта и Кейт Бланшетт
— это почти идеальная пара влюбленных, но даже усилий этих актеров
оказалось недостаточно, чтобы сделать из мелодрамы нечто больше. Наиболее
противоречивая категория —фильм на иностранном языке — частично
повторяла общие симпатии отборщиков. «Комплекс Баадер-Майнхоф» (Ули
Эдель, Германия) представляет собой политический триллер — изложение
истории легенды мирового терроризма, немецкой группировки РАФ. «Класс»
(Лоран Канте, Франция) снят по книге Франсуа Бегодо — настоящего
учителя, который не только выступил соавтором сценария, но и сыграл
главную роль; более того, часть учеников и взрослых также сыграли самих
себя. «Вальс с Баширом» (Аре Фолман, Израиль) — воспоминания автора о
его участии в ливано-израильской войне 1982 года в уникальной форме
документальной анимации. «Реванш» (Готц Шпильман, Австрия) —
по-европейски жесткая драма со взрывным финалом. Однако победили
«Отбытия» (Йоширо Такита) — судя по всему, наименее оригинальная лента
из всей категории, довольно стандартная комедия из тех, которые в
Японии снимаются в немалом количестве каждый год. В
актерских номинациях среди мужчин сложилась парадоксальная ситуация: в
соревнование вмешались внекинематографические факторы. Конечно, Френк
Лангелла («Фрост против Никсона»), Шон Пенн («Харви Милк»), Бред Питт
(«Загадочная история Бенджамина Баттона»), Ричард Дженкинс
(«Посетитель») — прекрасные актеры, но для Микки Рурка главная роль в
фильме Дерриэна Аронофски «Борец» («Рестлер») является безусловным и
триумфальным возвращением на экран. Насколько Рурк играет самого себя —
трудно сказать; но то, что роль им выстрадана, глубоко пережита, — вне
всяких сомнений. Образ Ренди просто поражает своей убедительностью.
Рурк полностью приковывает внимание зала — на его героя хочется
смотреть, сочувствовать ему, когда он грустит, радоваться за него,
когда у него что-то получается. Поэтому
победу Пенна ничем другим, кроме идеологии, объяснить нельзя. В «Милке»
рассказывается об активисте движения за права секс-меньшинств Харви
Милке, который, сделав успешную политическую карьеру в Сан-Франциско,
был убит коллегой по административному совету. Режиссера картины
разрывали два желания: с одной стороны, снять драматическую ленту о
легендарной личности; с другой — сделать своего рода
кинематографический гей-манифест. Ван Сент подробно показывает все
важнейшие события в жизни Милка, но очень быстро становится понятно,
что все эти эпизоды нужны лишь для создания все того же «манифеста».
Остается впечатление, что все сваливается в кучу — и казенные речи, и
личные проблемы. Сцены, которые должны объяснить, что за личность Харви
Милк, режиссер проходит наспех, пытаясь вложить как можно больше
информации в свой идеологический опус. Но любой человек глубже и
противоречивее собственного имиджа — пусть и эффектного. К сожалению, у
Ван Сента на переднем плане именно имидж — и практически нет человека
как такового. Поэтому и Шон Пенн выглядит в этой роли довольно
однообразно, плоско — видимо, исполнительский диапазон этого вне
сомнений прекрасного актера резко сузило русло, в которое его направил
режиссер. Как следствие — сам приз (как и статуэтка за оригинальный
сценарий) выглядит наградой самому Милку или тому делу, за которое он
боролся. Если говорить о мужских ролях
второго плана, то Джошу Бролину («Харви Милк»), Роберту Дауни-младшему
(«Солдаты неудачи»), Филиппу Сеймуру Хофману («Сомнение»), Майклу
Шеннону («Дорога перемен») пришлось соревноваться, по сути, с...
мертвецом. И шансов у них было немного. Ведь внезапная смерть Хита
Леджера придала его последней, и без того зловещей, роли Джокера в
«Темном рыцаре» ореол фатальности. Актер играет не просто виртуозного
злодея. Леджеру удается достичь странной нейтральности своего образа —
нейтральности орудия в руках судьбы, нейтральности инструмента, которым
проверяется уровень человечности у всех остальных героев. Поэтому в
фильме и нет однозначного деления на добро и зло — линия разлома
проходит через каждую отдельную душу, и каждый остается при своем —
Бетмен с его обреченностью на одиночество, Джокер с его безумием.
Именно это великолепное безумие и было отмечено должным образом. Что
до женских категорий, то Кейт Уинслет выиграла у Мэрил Стрип
(«Сомнение») в соответствии с преобладающей политико-драматической
тенденцией, так как исполнила роль бывшего охранника концлагеря,
безуспешно пытающейся найти себя в мирной жизни. Статуэтку за лучшую
женскую роль второго плана присудили Пенелопе Крус, сыгравшей ревнивую
подругу главного героя в фильме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона».
Аллен всегда умел подбирать актеров, а особенно актрис — не только
талантливых, но и красивых. В «Барселоне» трио таких красавиц: Ребекка
Холл (Вики), Скарлетт Йохансон (Кристина) и Пенелопа Круз — но лишь
последней удалось создать яркий, полнокровный характер. Особую
коллизию в категории «Лучший документальный фильм» создало участие
классика немецкого и европейского кино, одного из наиболее интересных и
оригинальных мировых режиссеров — Вернера Герцога. В его фильмах
1960—1970-х годов, изысканных и одновременно шокирующих, сыграл свои
лучшие роли великий Клаус Кински. Творческая эволюция Герцога в
последние годы поразила многих поклонников: режиссер целеустремленно
пытается усвоить голливудскую эстетику, диаметрально противоположную
всему его опыту. И это стремление, кажется, принесло свои результаты:
неигровая лента Герцога «Встречи на краю света», своего рода притча,
посвященная исследователям Антарктиды, получила номинацию. Но чуда не
случилось, верх взяла американская гордость — отметили киномемуары о
канатоходце («Человек на проволоке»), прославившемся переходом между
башнями Всемирного торгового центра. Итак,
кинематографическое преимущество — за политикой, «третьим миром» и
вечной любовью. Именно это ждет зрителей в текущем году. Колоритное
сочетание — конечно
Прикрепления: |