Rock - это прежде всего образная характеристика музыки, что же
касается музыковедческого определения, то ближе всего к
действительности будет, наверное, следующее: Rock - это музыкальное
произведение, в котором присутствует бит, а также 1-я и 3-я битовые
доли. Можно добавить, что как правило инструментарий Rockа -
электрический, но это необязательное условие: Rock может быть и
акустическим, и синтезированными даже чисто вокальным, все определяют
уже упоминавшиеся битовые доли. Если же говорить человеческим языком,
то Rock - это прежде всего внутренний протест художника против
какого-то одного, нескольких или всех сразу компонентов бытия. Часто
это может быть некий внутренний конфликт или даже протест против самого
себя, выражающийся в виде музыкального, литературного,
кинематографического и иного творчества. При этом Rock самоироничен и в
отдельных своих формах никогда не стремится к совершенству, как,
впрочем, и любое из искусств, которое может быть либо верхом
совершенства, либо пределом низости, что, в конечном счете, почти одно
и то же. Rock это и Игорь Стравинский, и Sex Pistols, и Иероним Босх, и
Леонид Утесов, и Джеймс Дин, и Оскар Уайлд, а вот кто и что не Rock -
определить гораздо сложнее. Возможны подделки “под Rock” - слушатель,
зритель и читатель ощущают их в виде невероятной скуки и, часто,
раздражения, тогда как настоящий Rock вызывает чувство душевного
подъема и желание творческого самовыражения. Наивно было бы полагать,
что столь сложную и неоднозначную материю можно описать несколькими
словами, поэтому музыковедческие характеристики смотрите в разделе
pок-н-ролл/R&B: это одно из главных направлений Rockа. Acid Rock
эйсид (или “кислый”, то есть “психоделический) рок. Так стали называть
рок, получивший свое максимальное развитие в рамках контркультуры хиппи
в середине 60-х годов в США, в частности в Сан-Франциско. “Кислотой” в
те годы называли галюциногенный наркотик ЛСД, а к музыке этот термин
как нельзя удачно подошел, так как и исполнители, и аудитория часто
общались друг с другом как бы через аналогичное состояние
наркотического опьянения. Считается, что социальным подтекстом Acid
Rockа был протест против ценностей общества как такового и его
устоявшихся культурных ценностей. Типичными представителями Acid Rockа
считаются ранние Grateful Dead и Jefferson Airplane. Термин может
служить эквивалентом как просто “психоделии, так и “сан-францисскому
саунду”. Afro rock “Африканская музыка” или “музыка
джунглей” - так называли рок-н-ролл на заре его становления, потому
что, с точки зрения белого человека, в этой музыке ощущалась некая
звериная - то есть, опасная - логика. В определенном смысле это и была
музыка джунглей: барабаны, резкие, пронзительные гитары, вокал-боевой
клич, почти что племенные танцы музыкантов на сцене - все это очень
напоминало ритуал из жизни народов тропической Африки. И,
действительно, корни рок-н-ролла уходят в африканскую культуру, из
которой они проросли в блюз и черный госпелз, а оттуда уже - в музыку
Бо Диддли, Вилли Диксона, Хаулин’ Вулфа, а затем и в белый рок The
Rolling Stones, Santana и многих других, ознаменовав таким образом
присутствие Африки в искусстве Запада. В настоящее время наблюдается
возврат к тем самым корням, но он происходит в обратной
последовательности: сегодня уже белые люди начинают вычленять из своей
музыки “африканский компонент” и делать его доминирующим в
произведениях. Часто для этого в группу приглашаются носители
африканской музыкальной культуры, и музыку такого рода смешанных
“черно-белых” коллективов стали называть Afro rockом. Electronic pop rock
То же, что и “поп-рок”, только в инструментарии группы или исполнителя
отсутствуют “живые” инструменты, партии которых заменяет синтезатор
звука. Типичные представители: Erasure, Pet Shop Boys. Experimental Rock
Как следует из названия, данный стиль является диаметрально
противоположным “стандартной” музыке с ее структурой “запев-привев”.
Так как вся суть заключается в новаторстве и отходе от стереотипов, в
Experimental Rock не существует никаких твердых правил, но его
отличительными свойствами все же являются импровизационность, влияния
авангарда, странноватые аранжировки, туманные тексты (если они вообще
присутствуют), непривычные композиционные построения и ритмы, а также
подчеркнутое отвержение коммерческих перспектив. Folk rock
Это музыкальное направление оформилось в конце 50-х - начале 60-х
годов, когда ритмические приемы, получившие распространение в
поп-музыке, стали использовать для аранжировки народных мелодий. Одним
из первых известных исполнителей Folk rockа стал американский певец и
композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность Folk rockа пришлась на
середину 60-х, когда на эстраде появились такие авторы и исполнители,
как Ричи Хейвенс, Йони Митчел, Мелани, а также самые разные группы,
использовавшие в своих композициях элементы народной музыки. Известный
американский музыковед Алан Ломакс определяет этот стиль так: “Если в
“очищенной” от аранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы
фрагментарно уловить народные мотивы, значит, мы безусловно имеем дело
с Folk rockом” - классическим примером может служить песня Пола Саймона
и Артура Гарфанкела “El Condor Pasa”. Garage Rock
Garage Rock был простой, необработанной формой Rock & roll, которую
создали несколько американских команд в середине 60-х годов.
Вдохновителями служили такие крутые команды British Invasion, как
Beatles, Kinks и Rolling Stones. Эти группы Среднего Запада играли
вариации на тему British Invasion Rock. Так как обычно это были молодые
и непрофессиональные музыканты, то результаты более дилетанскими по
сравнению с мэтрами, но именно это поддерживало существование звука.
Большинство групп делало акцент на любительский стиль, играя всё те же
три аккорда, сильно ударяя по струнам гитар и предлагая “рычащий”
вокал. В большей степени команды в стиле Garage составили первую волну
punk рокеров “сделай себя сам”. Затем по всей Америке стали появляться
сотни Garage групп, и значительная их часть, включая Shadows of Knight,
Count 5, Seeds, Standells, записывали настоящие хиты, а остальным была
уготована безызвестность. На самом деле, практически все эти группы
были забыты еще в начале 70-х годов, но сборник композиций Nuggets
(”Самородки”) возродил их жизни. В 80-х годах наблюдалось настоящее
возрождение стиля Garage Rock, которое ознаменовалось целым рядом
музыкальных групп, которые пытались точно воспроизводить звук, стиль и
внешний вид Garage команд 60-х годов. Glam Rock Glam
Rock (от английского слова “glamorous”, то есть, “сверкающий,
посыпанный блестками”) в начале 70-х годов стал своего рода
противовесом психоделии и музыке хиппи, в чем-то почти смыкаясь с
хард-роком. Иначе этот стиль называют глиттер-роком (по имени одного из
его пионеров Гэри Глиттера или помп-роком (сокращенно от “помпезный”).
Для этого направления характерны упрощенная мелодика композиций с
акцентом на клавишные и гитару, выраженный рефрен, эффектные, часто
примитивные аранжировки и экзальтированное исполнение. Среди ведущих
представителей Glam Rockа можно назвать Дэвида Боуи (периода середины
70-х годов), Марка Болана и его группу T.Rex, Sweet и американцев New
York Dolls и ранних Элиса Купера и Kiss. Goth-Rock
“Goth-Rock” (gothic) - обобщающее понятие, которым сегодня обозначают
целый комплекс художественных направлений, составляющих - вместе,
разумеется, со своими носителями - так называемую “готическую
субкультуру”. Название происходит от термина, означающего
художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV
вв. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще
в конце 60-х (для характеристики произведений King Crimson и Van Der
Graaf Generator). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней
мере, на ранних этапах становления “готики”) в большей степени повлияла
не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было
гораздо сильнее), а, скорее, “готический” (”черный”) роман эпохи
романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой
кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание
жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение
к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных
сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе. В
своем развитии “Goth-Rock” прошла несколько этапов - от прото-готики
рубежа 70-80-х к Goth-Rockу середины - второй половины 80-х, и, далее,
к многообразию “готических” направлений 90-, диапазон которых
простирается от тяжелых металлических разновидностей до чистой
акустики. Первые ростки “готики” появились на рубеже 70-80-х,
когда среди многообразия субтечений британской “новой волны”
(конкретнее, пост-панка) обозначилось одно наиболее декадентское,
апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания. Сам термин
“Goth-Rock” тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) -
употреблялись понятия типа dark punk, dark wave и cold wave (сейчас,
как уже говорилось, применяется термин “прото-Goth-Rock”).
Представителями этого направления были как переквалифицировавшиеся
панки типа Siouxsie & the Banshees, так и музыканты следующего
поколения - Bauhaus, Tones on Tail, Joy Division, the Lords of the New
Church, Sex Gang Children, Specimen, Southern Death Cult и др. Корни
“готики” обнаруживаются также в некоторых альбомах The Cure (”Faith”,
“Pornography”). Сhristain Death были одни из первых, кто попытался
соединить “готику” с металлом. Гимном нарождавшегося движения стала
композиция “Bela Lugosi’s Dead” (первый сингл группы Bauhaus),
посвященная культовому венгерскому актеру Бэле Лугози, сыгравшему роль
Дракулы. Прото-готы выделялись среди остальных “волновиков” своим
мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный грим, металлические
украшения), и, главное, мироощущением. В их творчестве это выражалось,
в том числе, в приверженности к холодным синтезаторным и
“преобразованным” гитарным тембрам, безжизненным механистичным ритмам,
в “закодированности” песенных текстов, в общем упадническом духе их
музыки. Стилевые особенности dark punk складывались во многом
параллельно с поисками синтез-попа и “нового романтизма”. Как
самостоятельное стилевое направление, породившее особую субкультуру,
Goth-Rock сформировался на временном перекрестии “новой волны” и
“альтернативы”, ближе к середине 80-х. Культовыми фигурами Goth-Rockа,
наряду с высокочтимыми (до сих пор) прото-готами, стали Sisters of
Mercy, The Mission, Fields of the Nephilim, экс-лидер Bauhaus Питер
Мёрфи и др. Их композиции несли настроение мрачного пафоса,
сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, тексты были насыщены
мотивами псевдосуицидальной экзальтации, любви-смерти, ухода в иные
миры. При этом музыка оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, с
оттенками танцевальности, хотя и весьма минималисточной в
темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до
последней ноты с помощью “бесчеловечных” синтезаторов и драм-машин.
Группой, совершившей прорыв в Goth-Rockе и определившей дальнейшее
развитие этого направления, стала австралийская Dead Can Dance. Брендан
Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива,
первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические
признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса,
барокко и евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа
богато использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и
церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения,
воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до
песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой
“Третьей музыки”. Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то
дъявольской красотой) композиции Dead Can Dance уводили в путешествие
по бесконечным галереям посю- и потусторонних миров. Уникальный
(темброво и регистрово) вокал Лайзы послужил образцом для многих
“готических” групп, сделавших акцент на женские голоса. С конца
80-х поднялась так называемая вторая волна “готики” (The Shroud,
Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti и
т.д.). А с середины 90-х в “готике” начали прослеживаться новые
тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и
стилевой сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal,
dark folk, Electro-goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой - со
стремлением “готики” войти в соприкосновение к пограничными
субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные
возможности. Сегодня “Goth-Rock” внутри себя подразделяется на
множество направлений, которые по средствам выразительности и типам
инструментария условно можно объединить в пять групп. Первая близка
“классическому” Goth-Rockу (гитарно-синтезаторные составы, дополненные
акустическими инструментами, как Umdra Et Imago). Вторая - полностью
акустическая (такие команды могут тяготеть к фольклору, как Backworld,
или к готике в ее собственно историческом понимании, иногда воссоздавая
стилистику средневековья почти в аутентичном варианте, как Estampie,
подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как Sopor Aeternus c их
Dance macabre, и др.). Третья - техно-электронная (ее представители
основываются на синтезаторном саунде, широко используют элементы
эмбиента, хауса, техно, нью-эйдж, как Unquiet Void). Близка ей
четвертая группа, соединяющая признаки “готики” и индастриала (Das Ich,
отчасти Мэрилин Мэнсон). Наконец, пятая сформировалась под влиянием
металла, в результате чего появился стиль готик-метал (Christian Death,
возникшие, как уже говорилось, в начале 80-х, Paradise Lost,
смодулировавшая в “готику” из дум-дэта, The Gathering, Lacrimosa, My
Duing Bridge, Artrosis, Dreams of Sanity, Moonlight). “Goth-Rock” как
особый тип содержания повлияла также на блэк-метал. Впрочем,
нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или
иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному
направлению. Эмоциональный диапазон “готики” также чрезвычайно широк -
от легкой меланхолии до полного сумрака, холодящих образов Святой
инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные
команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить
возрастание на готик-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в
особенности, немецких, а в последнее время - и славянских. На
данный момент “Goth-Rock” представляет собой достаточно целостную,
замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое
поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не
только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и “готической”
литературой, живописью, кино, следуют “готической” моде, устраивают
костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д.
Источник: |