Метал
Направление: Рок
Истоки: Хард-рок, Прогрессив-рок
Место и время возникновения: Начало 1970-х, Великобритания
Годы расцвета: 1980-е
Поджанры:
Блэк-метал Готик-метал Дум-метал Дэт-метал Неоклассик-метал
Пауэр-метал Прогрессив-метал Симфоник-метал Спид-метал
Трэш-метал Хеви-метал Фолк-метал
Мета́лл, или мета́л, ме́тал (от англ.
metal) жанр рок-музыки, появившийся из хард-рока в начале и середине
1970-х гг, преимущественно в Англии и Соединённых Штатах Америки. Метал
характеризуется "тяжёлыми" риффами электрогитар, искажённых эффектом
дисторшн, затяжными гитарными соло и агрессивным ритмом.
Метал имеет достаточно большое число стилей, от сравнительно "мягких"
(таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма "тяжёлых" и
неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей[3] (дэт-метал,
блэк-метал и т. п.).
Музыка "металлических" жанров распространена практически во всех
странах, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе
(Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во
всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные
сцены, так же как и в Бразилии, Японии и многих других неевропейских
странах. На Ближнем востоке, за исключением Израиля и Турции, тяжёлый
рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений.
Поклонников металла называют металлистами или металхэдами (англ. metalhead).
Метал: образец
"The Gods Made Heavy Metal" (инфо)
с альбома Manowar "Louder Than Hell" (1996)
Ogg Vorbis, 25 секунд, 216 КБ
Название
Относительно происхождения названия "тяжёлый металл" "Heavy metal"
существует несколько версий и несколько источников. Это выражение
возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в
их сленг остается предметом дебатов.
Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования
жанра, использовал словосочетание "Heavy metal" в романе "Нова
Экспресс", описывая инопланетян. ("Тяжелые Металлические Люди с Урана,
окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот+ И
Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой+") Слова "Heavy metal
thunder" есть в песне группы Steppenwolf "Born to Be Wild",
выпущенной в 1968 году.[5] Эвфемизм "heavy metal" среди артиллеристов
означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по
отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность.
Известно, что "Heavy metal" как музыкальный термин был впервые применен
к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком
Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led
Zeppelin и Black Sabbath. Поначалу критики не делали никаких различий
между "хард-роком" и "хэви-металом", которые сейчас считаются разными
жанрами.
В английском языке нет различия между "металом" как общим направлением
и его изначальным, классическим видом "хэви-метал". Однако в других
языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.
Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот
стиль на русском языке. В Рунете наиболее распространено написание
"мета́лл", что является переводом на русский английского слова
metal. Сторонники написания через одно "л" возражают, что музыкальные
направления, зародившиеся на Западе, в России чаще всего получают
названия, являющиеся транслитерациями с английского (например: джаз,
блюз, панк, рок-н-ролл), исключение составляют альтернативный рок,
готика. С их точки зрения правильным русским названием данного
направления должно было бы являться "ме́тал". Тем не менее,
среди составителей словарей современного русского языка нет единодушия
по этому вопросу, и оба варианта считаются приемлемыми. Так,
"Энциклопедия отечественной рок-музыки" использует вариант "металл". В
названиях подстилей чаще всего используется второй вариант
(спид-ме́тал, пауэр-ме́тал и т. д.)
Характеристики
Три гитариста Iron Maiden. Основные характристики металла "тяжёлые"
риффы, исполняемые на электрогитарах со звуком, искаженным эффектом
дисторшн, плотная ритм-секция бас-гитары и ударных, и резкий,
энергичный вокал. Различные поджанры по-разному отражают, изменяют эти
атрибуты, или лишаются некоторых из них. Корни металла в блюз-роке,
но жанр ушел от импровизационности и негритянской мелодики блюза к
более жесткому и помпезному "европейскому" мелодизму, лишенному свинга.
По мнению критика New York Times, в родословном древе популярной
музыки, метал один из важнейших видов рока это стиль с меньшим
синкопированием, большим элементом шоу и культом силы. Из всех видов
рок-музыки, металл является наивысшей точкой громкости, мужественности
и театральности, пишет Allmusic.
Типичный состав метал-группы включает в себя ударника, бас-гитариста,
соло-гитариста, ритм-гитариста, и вокалиста, который чаще всего не
играет на других инструментах. Некоторые группы используют клавишные
инструменты в аранжировке. Это характерно для групп в таких жанрах, как
прогрессив-метал и симфоник-метал. Остальные инструменты для металла
нетипичны, хотя существуют экзотические примеры использования
виолончели, скрипки, флейты, саксофона или народных инструментов. Как
правило, такие инструменты в металле играют роль аранжировки и не
являются основными.
Электрогитара и мощь звука, усиленного комбиками, исторически остается
центральным элементом метала. Гитаристы часто играют с использованием
педалей дисторшна, чтобы создавать перегруженный, "тяжёлый" звук. С
начала 80-х группы стали традиционно использовать двух гитаристов. В
таких группах, как Iron Maiden и Judas Priest, два-три гитариста
исполняют попеременно и соло, и ритм-партии.
Центральный элемент метал-композиции это гитарное соло. По мере
развития жанра, все более сложные и скоростные соло и риффы становились
приметами стиля. Гитаристы используют тэппинг и другие приемы
скоростной игры, и многие поджанры металла требуют виртуозной игры.
Центральная роль гитариста в металле разрушает традиционную в
рок-музыке роль лидера-фронтмена, которую обычно брал на себя вокалист.
Это создает некое подобие двойного лидерства или даже конкуренции.
Метал требует подчинения вокала общему звучанию группы. Виды вокала в
металле разнообразны: это и многооктавные высокие тенора, как Брюс
Диккинсон и Ронни Дио, и хриплые низкие голоса Джеймса Хэтфилда и Лемми
Килмистера, и "гроулинг" низкий рык дэт-метал вокалистов, и
"скриминг" кричащий вокал, и женские оперные сопрано (Тарья Турунен).
Бас-гитара играет также важную роль в метале, создавая тот низкий звук,
который делает музыку "тяжёлой". Басовые партии в металле разнообразны.
В некоторых группах бас-гитара является ключевым инструментом так,
басист Metallica Клифф Бёртон играл сольные партии наравне с
гитаристами. Бас-гитаристы в метале чаще играют с помощью медиатора,
что позволяет достичь большей скорости, но встречаются и образцы более
сложной игры пальцами. В экстремальном металле (дэт-метал, блэк-метал)
бас-гитара может быть тоже искажена эффектом дисторшна, чтобы добитсья
более "тяжёлого" звука. Другие используют пяти- и даже шестиструнные
басы.
Ударная партия в метале играет большую роль. От ударников требуется
большая скорость и координация, чтобы играть сложные и скоростные
ритм-партии. Ударная установка для метал-группы обычно использует
намного больше оборудования, чем стандартная. В неё обязательно входят
басовый барабан (чаще два, или с карданом), а также расширенные
комплекты тарелок и томов.
История развития
Появившись в начале и середине 1970-х, металл прошел длительный путь
развития и разветвления. Начавшись в 70-х как единый стиль
(хэви-метал), металлическая музыка достигла пика популярности в 80-е,
после чего породила более экстремальные свои формы, а в 90-е и в
настоящее время пережила период "кроссоверов", смешений с другими
жанрами музыки. На данный момент, насчитывается более десятка основных
его поджанров, и еще больше смешанных и региональных разновидностей.
1970 1980-е: Традиционный метал
Хеви-метал
Основная статья: Хеви-метал
Black Sabbath, создатели хэви-метал: гитарист Тони Айомми и вокалист
Оззи ОсборнОднозначной границы, где хард-рок перешёл в хэви-метал,
критики не выделяют, и многие группы относят в оба жанра (т. н.
"хард-н-хэви"). В середине 70-х в музыке хард-рок групп, таких как
Black Sabbath, Rainbow и Deep Purple, появились более скоростные и
агрессивные композиции, основанные на гитарном риффе. Эти группы и
получили одними из первых ярлык "металлических", хотя сами музыканты
зачастую от него открещивались.
Эта музыкальная тенденция получила развитие в движении "Новой волны
британского Хэви-метал" (NWoBHM), чьи представители Judas Priest,
Iron Maiden, Saxon создали узнаваемое звучание, в наши дни наиболее
ассоциирующееся с понятием хэви-метал. Группы "НВоБХМ" играли более
скоростную музыку с длинными соло и пронзительным высоким вокалом. Они
отметились более вызывающими текстами о войне и мистике, использовали в
оформлении альбомов и концертов атрибутику фильмов ужасов и
средневековья. Они ввели сценический имидж, ставший стереотипным. (см.
металл и имидж) Сольные проекты Ронни Дио и Оззи Осборна двигались в
том же направлении.
Стиль быстро распространился по Европейским и атлантическим странам в
течение 80-х. Появилось большое количество неанглийских групп. В ФРГ
это были Accept, Manowar в США, Ария в СССР.
Поджанр Глэм-метал (или хэйр-метал, "металл волосатых") возник в США
как продолжение глэм-рока с утяжелённым звучанием. Он отличался от
хард-н-хэви не столько техническими показателями, сколько
экстравагантной, вызывающей внешностью исполнителей и более
миролюбивыми текстами песен о любви и сексе. Его родоначальниками
стали Kiss, Mötley Crüe, Twisted Sister.
Трэш-метал
Основная статья: Трэш-метал
В начале 80-х на американской сцене появились ряд групп Megadeth,
Metallica, Slayer, Anthrax исполнявших новую, более тяжёлую и
ритмичную разновидность металла, которая получила название
Трэш-ме́тал (англ. thrash "молотить") Этот жанр близок к
спид-металу, с ощутимым влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое,
грубое, часто диссонансное звучание и исполняется на высокой скорости.
Основой для трэш-метал стало стаккато барабанов и бас-гитары, что и
послужило причиной названия. Независимо от американской сцены, в
Германии благодаря группам Kreator, Sodom и Destruction развилась своя
волна трэш-метал с некоторыми стилистическими отличиями.
Трэш-метал стал для своего времени прорывом в тяжёлой музыке и
значительно повлиял на последующее её развитие, дав толчок появлению
экстремальных жанров, таких как дэт-метал и блэк-метал.
В рамках трэш-метал возник экстремальный подвид "грув-метал" (или
"энгри-метал"), представляющий собой более медленный, ритмичный и
тяжелый трэш с более жестким вокалом и влиянием хардкор-панка. Pantera
и Sepultura добились в нем наибольшей известности.
Спид-метал и Пауэр-метал
Основная статья: Спид-метал
Основная статья: Пауэр-метал
Жанр спид-метала поначалу был неотделим от трэш-метала, и обозреватели
почти не разделяли их. Спид-метал находится на стыке традиционного
хэви, трэш-метал и более позднего пауэр-метал. Название speed
(скорость) жанр получил от скоростной игры музыкантов. Вокал и ритм
спид-метал близки к трэшу, однако композиции намного более мелодичны.
Для спида характерны короткие фрагменты соло между каждым куплетом. К
спид-металу относят ранние работы таких групп, как Running Wild, Blind
Guardian, Helloween, Rage, Motörhead, Iced Earth. Особенно прижился
этот жанр в Германии.
Обложка сингла Blind Guardian в антураже фэнтезиИз спид-метал в конце
80-х начала выделяться ветвь групп, исполняющих более мелодичную,
жизнерадостную и доступную слушателю музыку с чистым высоким вокалом,
построенную на квинтовых аккордах (англ. power chord). Жанр, получивший
название пауэр-метал, отличается большой скоростью, мелодичностью,
виртуозностью соло-гитар. Вокал в таких группах обычно чистый и высокий
тенор, а в припеве часто вступает бэк-вокал. Этот стиль впервые
появился на альбомах групп Helloween и Running Wild, и получил развитие
в работах родственных Blind Guardian и Gamma Ray. К его развитию
приложили руку финны Stratovarius, сделавшие звучание еще более
мелодичным.
В конце 90-х группы Nightwish, Rhapsody и Kamelot ввели в моду
"симфонические" аранжировок песен с использованием клавишных и иногда
живых оркестров. Впоследствии симфонический пауэр-метал очень сблизился
с появившимся в то же время симфоник-металом.
Пауэр-метал часто касается тематики фантастики и мифологии в текстах.
Группы в этом жанре выпускают концептуальные альбомы и даже серии
альбомов со сквозными сюжетами ("Сага об Алгалорде" Rhapsody),
записывают совместные рок-оперы (Avantasia, Эльфийская рукопись).
Средневековая эстетика пауэр-метал групп выглядит более светлой и
оптимистичной, включая в себя образы рыцарей, драконов и бардов.
1980 90-е: Экстремальный метал
В конце 80-х, исчерпав традиционные формы выражения, многие группы
начали прибегать к радикальным. Среди общих тенденций утяжеление
музыки, маргинальность текстов и ввод новых, "брутальных" видов вокала
(гроулинг, скриминг). Эта тенденция получила название "экстремальный
метал"
Дэт-метал
Основная статья: Дэт-метал
Дэт-ме́тал (англ. death "смерть") один из наиболее
"тяжёлых" видов метала, появившийся в США в конце 80-х в творчестве
групп Death и Obituary. Дэт является развитием трэш-метала, но
исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием
экстремально скоростного бласт-бита. Вокалисты чаще всего использует
"рычащую" манеру пения, известную как "гроулинг". Тематика дэт-метал
радикальна, преобладают тексты о смерти, убийстве. разрушении, насилии.
Широко распространено деление на классический дэт-метал, брутальный
дэт-метал и техничный дэт-метал. Развитие жанр получил в музыке групп
Vader, Morbid Angel.
В Европе, особенно в Скандинавии, в 90-е сформировалась сильная
дэт-метал сцена и поджанр мелодический дэт-метал,основателями которого
является группа At the gates . От традиционного, "брутального" дэта он
отличался большим разнообразием гитарных риффов, частотой и
мелодичностью соло-партий, низкой настройкой гитар и иногда -
использованием клавишных,. Мелодичный дэт многое впитал от спид-метал и
пауэр-метал. Самые известные представители In Flames, Children of
Bodom, Dark Tranquillity, Arch Enemy. Жанр по коммерческому успеху
сравнялся с традиционными видами метала.
Напротив, более брутальное, тяжёлое и бескомпромиссное звучание
приобрели группы Cannibal Corpse, Napalm Death, Carcass и другие в
жанрах Дэткор и грайндкор, которые практически отказались от мелодии и
любого чистого звука под влиянием таких жанров, как металкор и
хардкор-панк.
Блэк-метал и ответвления
Основная статья: Блэк-метал
Группа Behemoth в "боевой раскраске"Блэк-ме́тал (англ. black
"чёрный") возник в Скандинавии и Великобритании в конце 80-х в ранних
альбомах групп Venom и Bathory. Характеризуется искажённым, режущим
слух "сырым" (raw) звучанием, регулярным использованием бласт-бита, что
делает его достаточно близким в музыкальном плане к дэт-металу. Вокал
используется "брутальный", скриминг (крик) или, реже, гроулинг (рык).
Особое распространение стиль получил в 90-е в Норвегии и Финляндии,
благодаря группам Mayhem, Darkthrone, Burzum, Immortal, Satyricon.
Блэк-метал один из самых идеологизированных подстилей метала.
Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, мизантропия,
оккультизм, язычество, нигилизм.Блэк meталлисты часто выступают в
сценическом гриме (т. н. корпспэйнт раскраска трупа) и/или
сценических костюмах.
Поджанр Симфо-блэк-метал сформировался в середине 90-х с появлением
симфоник-метала и ростом популярности его "симфонических" аранжировок.
Симфо-блэк-группы добавляли в свою музыку клавишные и симфонические
инструменты, записывались с певицами с "оперным" вокалом.
Родоначальниками стиля стали Dimmu Borgir, Emperor и Cradle of Filth.
Многие из симфо-блэк коллективов отошли от радикальной тематики и
начали использовать темы фантастики, литературы ужасов или народной
мифологии, особенно нордической.
Примерно в то же время большое количество групп в северной и восточной
Европе начали эксплуатировать тему язычества в текстах и имидже, и
фолклорные аранжировки в музыке, иногда почти полностью переходя в
фолк-метал, но сохраняя рычащий вокал. Стили получали название
Викинг-метал или Паган-метал (языческий метал), в зависимости от
тематики. Этот стиль зародился в поздних альбомах Bathory и Falkenbach,
и был развит Ensiferum[, Finntroll, Moonsorrow.
Дум-метал
Основная статья: Дум-метал
Дум-ме́тал (англ. doom "рок", "гибель") иногда
рассматривается как противоположность скоростным видам экстремального
металла, хотя имеет с ними немало пересечений. Это медленный,
меланхоличный, но достаточно тяжёлый стиль, в котором часто
используется рычащий вокал, гроул. Дум зародился и получил свое
название в творчестве групп Candlemass, Paradise Lost и Saint Vitus,
хотя отдельные элементы этого будущего направления находят еще у Black
Sabbath на их первых альбомах.
Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь,
тщетность бытия. Кроме того, многие дум-метал группы обращаются к
мифологии и народной культуре, теме древних цивилизаций и верований.
Выделяют несколько разновидностей дум-метал: это стоунер-дум (с
влиянием стоунер-рока), фьюнерал-дум (самый медленный и депрессивный
вид), сладж-дум (с влиянием хардкора). Особеную популярность получил
дэт-дум-метал - дум с влиянием дэт-метал, где обязательно используется
гроул. В настоящее время большинство дум-метал групп склоняются к этой
разновидности. Его известные представители - Anathema, Amorphis, My
Dying Bride.
В последние годы многие более легкие дум-метал-группы перешли в более
мелодичный и массовый жанр готик-метал, произошедший от слияния
дум-метал с готик-роком.
1990 2000-е: Пограничные жанры
1990-е годы стали для металла периодом "кроссоверов" смешения и
взаимопроникновения с другими стилями музыки. В это время
сформировалось много групп, сочетающих металл с классической
симфонической музыкой, народной музыкой, прогрессив-роком, готик-роком
и другими традиционными жанрами.
Прогрессив-метал
Основная статья: Прогрессив-метал
Из соединения прогрессивного рока и различных видов металла к концу
80-х в творчестве групп Dream Theater, Queensrÿche развился
прогрессивный металл. Он включает в себя комплексные композиционные
структуры, причудливые музыкальные размеры и профессиональную технику
игры на музыкальных инструментах. Для погрессив-метала характерны
довольно длинные песни и концептуальные альбомы. В 90-е и 2000-е жанр
получил развитие в творчестве Ayreon, Symphony X, Opeth. Как и пауэр,
прогрессив-метал склонен к концептуализму в альбомах.
Дальнейшее развитие прогрессивной музыки породило такие
экспериментальные разновидности прогрессива, как авангардный метал и
пост-метал, в которых элемент метала является лишь одной из многих
составляющих. Такие группы как Ulver и Arcturus, начинавшие как
экстремальные метал-группы, впоследствии создали уникальные смеси
метала с далекими от метал-музыки жанрами и инструментами.
Готик-метал
Основная статья: Готик-метал
Лив Кристин, "голос" Theatre of Tragedy и Leaves' EyesГотик-металл
появился как ответвление в дум-метале в начале и середине 90-х.
Дум-метал группы Paradise Lost и My Dying Bride причастны к его
появлению. Готик-метал представляет собой сочетание готик-рока и
метала, и основан на дэт-дум метале. Брутальный вокал дум-метала часто
сочетается с чистым классическим женским в дуэтах, прозванных
"красавица и чудовище", сопровождаемых медленными, тяжелыми риффами.
Встречается также и чистый мужской вокал. В середине и конце 90-х эту
линию развивали группы Lacrimosa, Theatre of Tragedy, Tristania, Lacuna
Coil и другие. Эстетика готик-метала отошла от пост-панковой и
приблизилась к более аристократической, в духе готических романов и
викторианской эпохи.
Симфоник-метал
Основная статья: Симфоник-метал
В середине 90-х, под влиянием готик-метала, дум-метала и
прогрессив-метала сформировался жанр, обьединяющий металл и
классическую музыку. Симфо-метал группы используют женский оперный
вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитацию с
помощью синтезатора. Нередко симфо-метал группы выступают с целыми
оркестрами и множеством вокалистов с разными голосами.
Основателем считается группа Therion из Швеции, которая впервые
полностью совместила традиционный металл с оркестром и оперным вокалом.
Жанр получил особое распространение в Европе, многие группы, игравшие
пауэр-метал (Nightwish, Rhapsody), готик-метал (Within Temptation,
After Forever, Epica) начали использовать в своей музыке симфонические
и клавишные аранжировки. На стыке с блэк-металом возник
симфоник-блэк-метал (Dimmu Borgir, Cradle of Filth, Graveworm).
Фолк-метал
Основная статья: Фолк-метал
Фолк-метал появился как результат внедрения элементов народной музыки в
звучание различных стилей метала. Впервые подобный эксперимент
продемонстрировали Skyclad в начале 90-х, смешавшие кельтскую музыку с
трэш-металом. Также к ранним представителям относят Amorphis,
внедривших элементы народной музыки Финляндии в дэт-дум-метал.
В середине 90-х в рамках жанра сложились локальные сцены. Немецкие
фолк-метал группы смешивали индастриал-метал (Neue Deutsche Harte) с
использованием средневековых музыкальных инструментов (Subway to Sally,
In Extremo, Tanzwut). В Израиле возник "восточный метал", содержащий
элементы арабской музыки (Orphaned Land, Melechesh). В Ирландии возник
кельтский фолк-метал (Cruachan, Primordial).
В начале 2000-х новая волна групп из Скандинавии создает свой
фолк-метал, смешанный с викинг/паган-металом. Известные группы,
играющие на стыке этих жанров, появляются в Финляндии (Finntroll,
Korpiklaani, Moonsorrow, Ensiferum), Швеции (Otyg, Vintersorg),
Норвегии (Trollfest).
1990 2000-е: Альтернативный метал
Основная статья: Альтернативный метал
Металл оказал влияние на другие жанры тяжелой рок-музыки, в частности,
альтернативную сцену. В 90-е, в особенности в США, появилось большое
количество стилей, обьединяющих альтернативную музыку и метал. Термин
"альтернативный метал" очень неточен и обычно используется для описания
групп с уникальным подходом к металу или в музыке которых сложно
отделить метал от альтернативного рока. Отнесение "альтернативных"
групп к металлу часто является спорным моментом: одни обозреватели
считают их разновидностью металла, другие разновидностью
альтернативного рока, только подвергшейся влиянию металла..
KoRn, прародители альтернативного метала
Нью-метал
Основная статья: Нью-метал
Основной и самый популярный вид альтернативного металла, эти названия
часто используются как взаимозаменяемые синонимы. Нью-метал (жаргонное
Nu-metal "новый металл", иногда также называется modern-metal)
образовался в США в начале 90-х в результате смешения популярного в то
время гранжа, хардкора, металла и впоследствии рэпкора. Тяжелое
звучание нью-метал групп сочетается с использованием разного вида
вокала, от чистого до скрима и рэпа, и аранжировками с использованием
электронных инструментов. В состав нью-метал групп часто входит ди-джей
и несколько вокалистов, владеющих разными стилями пения, от речитатива
до чистого вокала; либо от основного вокалиста требуются такие же
разносторонние способности. Нью-метал отказался от упора на мастерство
гитариста, характерного для традиционного металла, и гитарные партии
здесь обычно просты и ритмичны.
Группу Korn считается прародителем поджанра, а развили его Slipknot,
Deftones, P.O.D. и др. Среди известных групп более позднего периода
System of a Down, Ill Nino. Linkin Park и Limp Bizkit представляют
собой более легкую ветвь нью-метал, сросшуюся с альтернативным роком и
рэпкором. Tool сочетают альтернативный метал с прогрессивным. Жанр имел
большой коммерческий успех в Америке и за ее пределами. Исполнители
нью-метал среди немногих "тяжелых" групп, чьи видеоклипы регулярно
появляются в хит-парадах телеканала MTV.
Тексты нью-метала, в отличие, от традиционных видов металла, обычно
лишены темы фантастики и ужасов, и посвящены личным переживаниям либо
проблемам общества.
Индастриал-метал
Основная статья: Индастриал-метал
1990-е стали временем появления индастриал-метала смесь метала и
индастриала. Для него характерно использование риффов из хеви-метала,
"индустриального" синтезатора и вокодера, сильно искажённого звука
гитар и искаженного вокала. Такое сочетание появилось впервые в
творчестве групп Ministry и KMFDM, а также Роба Зомби. Наиболее
известными современными предствителями являются Nine Inch Nails,
Rammstein, Oomph!, Marilyn Manson. Жанр особенно прижился в Германии,
где выделяют сцену Neue Deutsche Härte.
Исполнители индастриал-метал склонны к эпатажу, вызывающему
сценическому имиджу, сценическим шоу и скандальным видеоклипам. Так,
Rammstein часто заигрывают с экстремальной сексуальностью, Мэрилин
Мэнсон поддерживает "сатанинский" имидж, Роб Зомби посвятил свое
творчество тематике ужасов и смерти.
Металкор
Основная статья: Металкор
Металкор появился в конце 80-х в США как смесь элементов хардкор-панка
с трэш-металом. В наши дни ранний металкор называют кроссовер-трэшем. К
его представителям относят D.R.I., Corrosion of Conformity, Cro-Mags.
Дальнейшее развитие металкора связано с внедрением элементов хардкора в
другие жанры метала. В наши дни это явление называют
металлик-хардкором, к представителям которого относят Integrity,
Converge, Hatebreed. Однако наибольшую популярность металкор приобрёл с
появлением мелодик-металкор групп, таких как Trivium, Bullet For My
Valentine, As I Lay Dying, Underoath и других.
К поджанрам металкора относят маткор и дэткор, соответственно с сильным влиянием мат-рока и дэт-метала.
Культурный феномен
Метал-музыка стала культурным феноменом, распространившимся за пределы
музыки. Тематика песен, философия, образ жизни и имидж музыкантов и их
поклонников стали важным явлением современной культуры.[34]
Тяжёлая музыка, с одной стороны, является частью современной
поп-культуры[, с другой стороны, позиционируется как противоположность
ей. Многие группы, в особенности представители традиционных видов
метала, добились большого успеха у массовой аудитории. Продажи дисков
ведущих метал-групп, таких как Metallica, Iron Maiden, Judas Priest,
Nightwish превысили много миллионов экземпляров, группы становились
лауреатами музыкальных премий, таких как "Грэмми", и давали концерты
перед многотысячными аудиториями. Их песни участвовали с успехом во
многих хит-парадах, а их видеоклипы демонстрировал телеканал MTV. Метал
имеет многотысячную аудиторию поклонников, посвященные ему музыкальные
издания (такие как Metal Hammer, Kerrang!, Rock Hard), документальные и
художественные фильмы (This is Spinal Tap, Metalocalypse), фан-сайты и
индустрию фанатской символики. Вместе с тем, многие экстремальные
группы предпочитают сознательно оставаться в андеграунде, отказываясь
от премий и иногда даже не давая концертов. Доля металлической музыки в
эфире радиостанций и телеканалов очень невелика, и ограничивается узким
кругом самых популярных и относительно "лёгких" групп.
Пика своей популярности метал достиг в 80-е. В разное время он уступал
в популярности панк-року, новой волне, гранжу или альтернативному року,
но в отличие от них не переживал скачков и падений, сохраняя достаточно
обширную армию фанатов. По словам авторов документального фильма BBC
"Seven Ages of Rock", "Хэви-метал никогда не бывает модным, но никогда
не выходит из моды".
Тексты и тематика
Смысл и идейная направленность текстов песен зачастую разнится от
направления к направлению, сохраняя при этом некоторую общность. Для
всех видов метала характерны отвлечённость, обращение к аллегорическим,
фантастическим темам, зачастую эскапизм[37], патетичность, а также, для
большинства поджанров, воинственность и агрессия, культ сильной
личности. Так, для дэт-метала типичны темы насилия и смерти, для дум- и
готик-метала темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала
оккультные темы, пауэр-метал часто обращается к темам сказок и
фантазии. Трэш-метал имеет наименее отвлечёную тематику, обычно
посвящённую проблемам общества, и в этом схож с панк-роком.
Метал-группы самых разных жанров часто обращаются к фантастике,
мифологии, литературе ужасов. Вместе с тем, немалая часть текстов
метал-групп обращается к более традиционным для рок-музыки материям:
личная жизнь, свобода, война. Романтизация войны и насилия делает
многие метал-группы обьектом критики прессы.[38] Но несмотря на внешнюю
агрессивность, лирика метал-групп является скорее элементом стиля и
имиджа, а не призывом к насилию; сами музыканты и их поклонники часто
относятся к таким текстам с должной иронией.[39] Тексты металистов
менее привязаны к личности и эмоциям автора и исполнителя, чем у других
рок-групп. За счёт этого они зачастую более последовательны и связны,
сюжетные песни по мотивам книг и концептуальные альбомы являются
обычным делом.
[править] Метал и фантастика
Эдди, талисман Iron Maiden, как образец эстетики хэви-металМетал-группы
самых разных жанров часто обращаются к творчеству писателей-фантастов,
таких как Говард Лавкрафт или Джон Толкин. Другим распространенным
источником вдохновения является мифология, религиозные и мистические
труды: Библия (в особенности "Апокалипсис" Иоанна Богослова), Старшая и
Младшая Эдды, легенды о рыцарях Круглого Стола. Чаще всего
фантастическая тематика встречается в текстах пауэр-метал и хэви-метал
групп, также она присуща группам прогрессивного, симфонического и
дум-метала.[24]
Мистика и хоррор были первыми и основными фантастическими темами в
металле. Группа Black Sabbath сделала себе имя на песнях-страшилках, в
которых что-то ужасное преследует лирического героя. Iron Maiden и
Judas Priest развили ту же тему. Талисман Iron Maiden, чертенок Эдди,
которого группа начала использовать на концертах и в оформлении
альбомов, наглядно иллюстрировал стиль ироничного ужастика.
Впоследствии многие группы в самых разных жанрах создавали песни и даже
концептуальные альбомы на тему литературы ужасов, конца света, книг
Лавкрафта и Стивена Кинга, истории доктора Фауста. Среди работавших над
этой темой Cradle of Filth, Rob Zombie, King Diamond, Dimmu
Borgir.[40] Lordi известны своими пародиями на тематику ужасов.
Black Sabbath - "Black Sabbath" "Что это стоит передо мной?
Фигура в черном указывает на меня.
Быстро поворачиваюсь и бегу прочь,
Поняв, что он выбрал меня.
O, нет!"
Judas Priest - "Painkiller" "Планета опустошена
Человечество на коленях
С небес спускается спаситель
В ответ на их молитвы.
Сквозь громовые тучи,
Извергая стальные стрелы,
Зло гибнет под его
смертоносными колёсами."
Средневековье и древняя мифология фигурировали еще в песнях Rainbow и
Led Zeppelin, а группа Manowar взяла имидж средневековых воинов на
вооружение, полностью посвятив воинской эстетике свое творчество. Они
же одними из первых обратились к германо-скандинавской мифологии,
быстро ставшей одной из популярнейших тем в металле. Впоследствии
многие скандинавские группы обращались к культуре предков, создав целые
направления на тему языческих верований и эпосов. Такие группы, как
Therion, Finntroll, Amorphis основывают свое творчество на мифологии.
Тема фантастической литературы остается одной из самых популярных в
металле. Песни по книгам в жанрах фэнтези и научной фантастики,
концептуальные альбомы и рок-оперы стали частым явлением. Особой
популярностью пользуется творчество Джона Толкина, число песен и
альбомов по которому сравнимо с числом работ по Лавкрафту. Blind
Guardian с концептуальным альбомом Nightfall in Middle-Earth являются
самым известным образцом.[41][24][42] Группы Summoning[43] и
Battlelore[44] полностью посвятили свое творчество книгам Толкина. (См
также:Музыка по Толкину). Другие группы пишут сценарии к своим альбомам
сами, не привязывая к чужому творчеству. Rhapsody и Bal-Sagoth создают
циклы сюжетных альбомов в жанре фэнтези. Много известных
метал-музыкантов приняли участие в записи рок-оперы Avantasia.[24]
[править] Метал и религия
Взаимоотношения тяжёлой музыки и организованной религии всегда были
сложными. Вызывающие тексты некоторых метал-групп, их имидж и эстетика
часто раздражали консервативную общественность, и в том числе,
религиозных деятелей. В прессе периодически появляются статьи [45],
обвиняющие метал в пропаганде сатанизма, суицида и насилия.[46] В свою
очередь, многие известные музыканты имеют ярко выраженную
антирелигиозную позицию. В то же время, существует немало примеров
мирного сосуществования и даже взаимодействия религии и металла.
Тексты таких групп, как Black Sabbath и Iron Maiden вызывали неприятие
у религиозных общин, в первую очередь протестантских. В лирике этих
групп содержались упоминания дьявола, описания мистических ужасов,
"чертовщины". Религиозные критики сравнивали рок-концерты с чёрными
мессами. Однако сами музыканты, как правило, не были членами каких-либо
оккультных обществ, и рассматривали мистику в своем творчестве как
часть шоу. Многие из них были верующими христианами.[47]
Скандально известная обложка альбома Burzum с сожжёной церковьюС
появлением экстремальных форм тяжёлой музыки появилась и новая
идеология. Исполнители блэк-метал, в отличие от представителей других
жанров, действительно были носителями радикальной идеологии,
противниками христианства. Однако, отрицая традиционные религии,
музыканты блэк-метал становились сторонниками и даже проповедниками
новых религиозных течений: сатанизма, неоязычества. Особенный размах
это приобрело в Скандинавии, где из исполнителей и поклонников
блэк-метал сформировался т. н. "Внутренний Круг": боевая организация,
занимавшаяся поджогами церквей и нападениями на нейтральных
металлистов, которых члены Внутреннего Круга считали
"позёрами".[48][49] Среди участников таких нападений были представители
влиятельных групп: Burzum, Mayhem, Gorgoroth. Многие из них получили
тюремные сроки за свои действия.
В отличие от блэк-метал, в других жанрах не сформировалось религиозной
идеологии. Более того: многие группы в своих текстах заявляли о
неприятии любой организованной религии как таковой, традиционной или
нет. Любая религия, с их точки зрения, есть средство управления
массами. В особенности часто эта тематика встречалась в произведениях
групп трэш-метал. Среди отрицавших саму идею религии Slayer, Rage, и
др.
Существует также немалое количество исполнителей, чьи тексты содержат
положительный взгляд на христианство. Существует поджанр христианский
метал, исполнители которого верующие, воцерковлённые христиане
исполняют песни о вере и боге. Например, редким представителем
африканского металла является отец Чезаре Боницци, монах-капуцин,
исполняющий хэви-метал.[50][51] Даже внутри блэк-метал возник
протестный поджанр христианского блэк-метала. Также, многие исполнители
из других жанров, не относящиеся к христианскому металу, являются
христианами. В текстах песен и в интервью в симпатии к христианству
признавались музыканты Dream Theater, Megadeth, Blind Guardian,
Nightwish. [52] [53] [54] В особенности это распространено в России,
где практически не было антагонизма между рок-музыкой и религией: такие
группы, как Легион, Чёрный Кофе, Catharsis, поют открыто христианские
тексты.[55][56]
На востоке, особенно в исламских странах, антагонизм общественности и
тяжёлой музыки значительно сильнее. Многие группы и стили здесь просто
запрещены. Так, все альбомы Metallica, прошлые или будущие, запрещены к
выпуску в Иордании.[57] Вызывающе антирелигиозная обложка альбома
Slayer привела к его запрету в Индии.[58] В Малайзии полностью запрещён
блэк-метал.[59]
Карл Логан, гитарист Manowar: кожа, заклёпки, длинные волосы
[править] Метал и имидж
Основная статья: Металлисты
Метал породил субкультуру своих поклонников т. н. металлистов.
Исполнителям и поклонникам металла присущ особый стиль одежды.
Хэви-метал группы 80-х, такие как Iron Maiden и Manowar выступали в
обтягивающих трико и майках без рукавов, и, по примеру рокеров и хиппи
60-70-х, отращивали длинные волосы. Однако более традиционным стал
впоследствии имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны,
металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой
метал-групп.[60] [61] Первопроходцем во внедрении ко
Источник:
Категория: Другие | Добавил: Mariam (17.02.2009)
| Автор:
Если вы нашли то что было вам необходимо,пожалуиста, нажмите хотябы на одну из ссылок ниже!Этим вы спосете проект от неминуемой гибели,спосибо за внимание и за то что вы есть!